Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детского сада общеразвивающего вида № 567
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 567 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от
21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от
9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г.
№ 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ Федеральная образовательная программа
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила и
нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 28 января 2021 года №2).
- Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября
2020 года №28).
- «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования», приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373.
- Устав МАДОУ детский
сад общеразвивающего вида № 567.
В ДОУ оказываются услуги для детей дошкольного
возраста от 1,5 до 8 лет, включая коррекцию речи детей от 5 лет до 8 лет.
Программа отвечает образовательному запросу
социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста
в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1.9 ФГОС ДО (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации. Программа состоит из обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка
дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение
детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и
региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы),
отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а
также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на
потребность детей и их родителей:
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе
которой:
‒ рабочая программа
воспитания,
‒ режим и распорядок дня
для всех возрастных групп ДОО,
‒ календарный план
воспитательной работы,
- учебный план.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы, которые отражают следующие
аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к
ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
‒ особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение
детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий
реализации Программы;
‒ организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение
Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех
возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
На основе Программы на разных возрастных
этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая
образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему
условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и
трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость
планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные
отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей,
родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности
(доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих
возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого
ребенка), материально-технические и другие условия образовательной
деятельности.