Дополнительная программа "Читайка"
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Читайка»
Описание
образовательной программы:
Цель данной программы – развитие
психофизиологических предпосылок обучения чтению у дошкольников, формирование
навыков звукового и звуко-буквенного анализа и положительной мотивации к
данному виду деятельности.
Задачи программы:
ü формирование запаса знаний, умений и
навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
ü развитие психических процессов;
ü развитие пространственного мышления;
ü развитие мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации;
ü развитие фонематического слуха и
восприятия через вовлечение детей в систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами;
ü овладение навыками чтения;
ü формирование умения понимать
инструкцию и выполнять её самостоятельно;
ü формирование умения планировать
деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
ü развитие способности к саморегуляции
поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
При создании
программы берется во внимание положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения,
которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению
Л.С.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого
ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной
программе.
Форма организации занятий:
ü фронтальная работа;
ü самостоятельная работа с раздаточным
материалом;
ü постановка и разрешение ситуаций;
ü экспериментирование.
Успешность подготовки ребенка к обучению чтению и
письму во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой
стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи.
Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко
ориентироваться в звуках: уметь правильно произносить их, безошибочно различать
на слух, определять наличие или отсутствие, а также месторасположения заданного
звука в слове. Также у ребенка должны быть сформированы
зрительно-пространственные представления (особенно необходимы для четкого
усвоения ребенком зрительных образов букв). Если же поступивший в школу ребенок
не владеет названными умениями, то он будет писать с многочисленными
специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной
логопедической помощи. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода
отставание в развитии детей и обязательно помочь преодолеть возникшую проблему.
Многолетний опыт работы логопедов в детском саду по
теме «Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста» показывает
положительные результаты. В процессе работы с детьми развивается фонематический
слух и восприятие, звукобуквенный анализ, внимание, память и другие психические
процессы. Занятия могут посещать все дети, начиная со средней группы. Эта
работа является профилактикой нарушений устной и письменной речи в дошкольном
периоде, так как часто у детей с хорошим звукопроизношением обнаруживаются
проблемы уже на начальном этапе обучения в школе.
Обучение чтению детей давно интересует ученых, практиков, в результате чего и появилось многообразие методик, разных точек зрения. На наш взгляд нет систематизации в работе по подготовке к обучению чтению детей дошкольного возраста. Нами предпринята попытка создать программу, которая поможет всесторонне подготовить как психологическую базу речи ребенка, так и фонетико-фонематические процессы, что в свою очередь сформирует основу для овладения знаниями в школе.