Рабочая программа I младшей группы

1

2

Структура программы

I.

Целевой раздел программы.

Пояснительная записка.
Обязательная часть
1.1. Цели и задачи деятельности ДОУ ........................................................................................... 3
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.............................................................. 4
1.3. Характеристики особенностей развития детей ....................................................................... 5
Часть, формируемая участниками образовательных отношений ............................................. 6
2.
Планируемые результаты освоения Программы .......................................................6

1.

II.

Содержательный раздел программы

1. Описание образовательной деятельности по направлениям: 1.1.Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» ..................................................................................... 8

1.2. Образовательная область «Речевое развитие» ....................................................................... 10
1.3. Образовательная область «Познавательное развитие».......................................................... 14
1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ................................... 18
1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации............................ 20
2.1. Особенности деятельности разных видов и культурных практик ...................................... 21
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы .................................................. 22
2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. .................................. 23
III.

Организационный раздел.

1. Материально-техническое обеспечение программы................................................................. 24
2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (см. в

Приложении к ООП ДОУ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.......................................................................................................................24
4. Режим дня и распорядок .................................................................................................................... 25
5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ............................................ 26

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой детского сада и
отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе младшего
дошкольного возраста.
В ФГОС ДО содержится указание на содержание образовательных областей, которое может
реализовываться в различных видах общения и деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
двигательной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и
фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной
и музыкальной), которое зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рабочая программа педагога обеспечивает разностороннее развитие личности детей в
возрасте от 2-х до 3-х лет с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач стандарта по пяти
образовательным областям. Реализация стандарта - это выполнение государством обязательств перед
ребенком, семьёй и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех
детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
1.1 Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в
адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок
учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей (по комплексной образовательной программе
«Детство»):
 Социально – коммуникативное развитие
1) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
2) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
3) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, готовности к
совместной деятельности.
4

4) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу
детей и взрослых в организации.
5) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
 Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
 Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого
творчества .
4) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
5) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.
 Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Формирование элементарных представлений о видах искусства
3) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.)
 Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно–двигательной системы организма, развитие равновесия,
координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим,
деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Образовательная деятельность детей осуществляется на игровой основе.
Девиз программы «Детство» — «Чувствовать! Познавать! Творить!» — подчеркивает, что в основе
организации жизни детей лежит деятельностный подход, который реализуется как в свободной
детской деятельности, так и в организованных образовательных ситуациях. Именно в деятельности
ребёнок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и
успешного действия в условиях решения практических задач, которые перед ним ставит
повседневная жизнь. Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от
возраста к возрасту, меняется её содержание и форма. Она осуществляется в условиях определённой
предметной среды.
- принцип активности - построение такого образовательного процесса, в котором ребенок
ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов
установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил,
соблюдению общечеловеческих ценностей;
- принцип гуманизации - утверждающий непреходящие ценности общекультурного
человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие
5

способностей;
- принцип преемственности - предлагающий обогащение средств, форм и методов воспитания,
предоставляет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем
воспитания в семье;
- принцип полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели
и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму»;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенчество, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
1.3.
Характеристика особенностей развития детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным
миром. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться
предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются
восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное
мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять
орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в
культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно
развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры,
пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части
речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь
становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются
новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер,
главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже
способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что
позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов
по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие,
прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится нагляднодейственная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального
действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость
чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.
Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Списочный состав группы – 26 человек. Мальчиков -14 человек, девочек -12 человек, из них 1
ребенок инвалид. Социальный статус семей выглядит следующим образом: полная семья - 25;
6

многодетная семья - 4; неполная семья – 1; неблагополучных семей нет.
2. Планируемые результаты усвоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость
в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Цели и задачи реализации Программы
Образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но
и его разносторонним развитием как личности, ориентирующиеся в тенденциях отечественной и
мировой культуры, в современной системе ценностей, способностей к адекватной социальной
адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к
самообразованию и самосовершенствованию.
Для успешного решения задач воспитания по обязательной части программы в ДОУ
используются вариативные программы:
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Князева Н.Л.,Стеркина Р.Б..
СПб,: Детство-пресс, 2010.
Цель:
1. Формирование ценностей здорового образа жизни, основ экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым.
Задачи:
1)
Совершенствовать знания об осторожном обращении с опасными предметами и
правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми (на литературном
материале);
2)
Развивать ценностное отношение к природе.
3)
Закреплять знания и навыки безопасного поведения во дворе, на улице, в
общественном транспорте.
Художественно - эстетическое развитие: программа «Ладушки»
Цель:
1. Воспитание любви к музыкальному творчеству .
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
1) Формировать
представления об
искусстве, в процессе восприятия музыки,
7

художественного слова, фольклора.
2) Стимулировать самостоятельную творческую деятельность детей.
3) Воспитывать любовь в народной культуре.
Принципы и подходы к построению Программы в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных
сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения,
на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой
действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании
- принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида
деятельности – игры;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и
методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребёнка и учёта
социальной ситуации его развития;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей.
В образовательной программе учитывается тот факт, что сегодняшние дети существенно отличаются
по своим интеллектуальным и психоэмоциональным характеристикам. Современные дошкольники –
другие, они дети информационного века, цифровых технологий, у них другие способы общения и
мышления, что нашло отражение в определении задач и содержании образования.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющи

8

определенные направления развития и образования детей (образовательные области): Физическое
развитие, Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной
деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и далее становится
самостоятельным видом деятельности дошкольника.
2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи.
Задачи:
1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания.
5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в ДОУ
6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
7) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
8) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2.1.1. Игровая

деятельность.
Развитие игровой деятельности
Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований,
способствующих формированию психических новообразований:
 действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;
 наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;
 игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно,
она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них
ориентироваться;
 необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных
взаимоотношений между играющими детьми.
Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с
ними.
На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми
«открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать
детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:
 об обязательном общении с детьми: диалогическом общении, полилогическом общении,
предполагающем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время
многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое
восприятие;
 создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в
поиске решения задачи.
Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают
«вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные
(предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.
Игровая деятельность в комплексной образовательной программе «Детство» является
9

приоритетной деятельностью.
2.1.2. Нравственное воспитание.

Цель:
способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной,
интеллектуально
развитой творческой личности.
Задачи:
1) Заложить основы духовно-нравственного воспитания личности ребёнка;
2) Освоение наиболее значимых российских культурных традиций.
3) Получение и расширение доступных знаний о семье, родном городе: его природе и
т.д.
4) Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими
людьми.
Основу содержания духовно-нравственного воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из
всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и
организации воспитательного процесса можно выделить следующие:
«Человек» - абсолютная ценность. Сегодня нравственной составляющей возвращается его
индивидуальное начало. Личность ребенка формируется на основе совместной деятельности всех
участников образовательных отношений.
«Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы
будущей личности. Необходимо возрождать в людях чувства чести рода, ответственность за
фамилию, перестроить взгляды на роль семьи, ее природное назначение.
«Труд» - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни».
Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - воспитывать у
детей уважение к людям.
Воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольника – процесс сложный и длительный,
требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая
работа должна вестись систематически, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
2.1.3. Формирование основ безопасного поведения

Цели:
1) Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
2) Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
1) формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них;
2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3) передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства;
4) формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
Основные направления работы по Безопасности
 Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
 Формирование у детей качественно новых двигательных навыков.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
1). Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них
навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
2). Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже

10

важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если
возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
3). Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в
процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание
детей на ту или иную сторону правил.
4). Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти
качества очень нужны и для безопасного поведения.
2.2.4. Развитие трудовой деятельности.
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
1) Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания
подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Это должно привести к
развитию осознания важности труда для общества).
2) Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации своего труда. (Это должно привести к
формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений,
самостоятельности).
3) Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при
необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к
получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда).
Формы работы взрослых с детьми по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Содержание
Совместная
Режимные
Самостоятельная деятельность
деятельность
моменты
Занятия, наблюдения,
В
Игры-экспериментирование
1. Развитие
соответствии Сюжетные самодеятельные игры
чтение художественной
игровой
с режимом
литературы,
(с собственными знаниями детей
деятельности
дня
* Сюжетновидеоинформация,
на основе их опыта).
ролевые игры
досуги, праздники,
Внеигровые формы:
* Подвижные
обучающие игры,
самодеятельность дошкольников;
игры
досуговые игры,
изобразительная деят-ть;
*
народные игры.
труд в природе;
Театрализованн
Самостоятельные
экспериментирование;
ые игры
сюжетно-ролевые игры,
конструирование;
* Дидактические дидактические игры,
бытовая деятельность.
игры
досуговые игры с
участием воспитателей
Беседы, обучение,
Индивидуаль Игровая деятельность,
. Приобщение
чтение
ная работа во дидактические игры, сюжетно
к
худ.
литературы,
время
ролевые игры, самообслуживание
элементарным
утреннего
общепринятым дидактические игры,
игровые занятия,
приема
нормам и
сюжетно ролевые игры,
(беседы,
правилам
показ);
взаимоотношен игровая деятельность
(игры в парах,
Культурноия со
пальчиковые игры)
гигиенически
сверстниками
е процедуры
и взрослыми
(объяснение,
напоминание)
;
Игровая
деятельность
во время
прогулки
(объяснение,
11

3. Формирование
гендерной,
семейной и
гражданской
принадлежно
сти
образ Я
семья
детский сад
4.Формировани
е основ
собственной
безопасности
*ребенок
и
другие люди
*ребенок
и
природа
*ребенок дома
*ребенок
и
улица
5. Самообслуживание

Игровые упражнения,
познавательные беседы,
дидактические игры,
праздники, музыкальные
досуги, развлечения,
чтение
рассказ
экскурсия

Хозяйственнобытовой труд

наблюдение
поручения,
рассматривание
иллюстраций.
Чтение
художественной
литературы,

Формирование
первичных
представлений о
труде взрослых

Наблюдение ,
рассказывание,
чтение.
Рассматривание
иллюстраций

Беседы, Чтение
Объяснение,
напоминание
Упражнения,
Рассказ
Продуктивная
Деятельность
Рассматривание
иллюстраций
Рассказы, чтение
Целевые прогулки
Напоминание,
беседы, потешки
Разыгрывание игровых
ситуаций

напоминание)
Прогулка
Самостоятель
ная
деятельность
Тематические
развлечения
Труд (в
природе,
дежурство)

сюжетно-ролевая игра,
дидактическая игра, настольнопечатные игры

Дидактически
е и
настольнопечатные
игры;
Сюжетноролевые игры
Показ,
объяснение,
напоминание

Рассматривание
иллюстраций Дидактическая игра
Для самостоятельной игровой
деятельности - разметка дороги
вокруг детского сада,
Рассматривание
Иллюстраций, Дидактическая
игра,

Показ,
объяснение,
наблюдение.
Напоминание.
Создание
ситуаций,
побуждающи
х детей к
проявлению
навыков
самообслуживания
показ,
объяснение,
Наблюдение.
Создание
ситуаций,
побуждающи
х детей к
проявлению
навыков
самостоятель
ных трудовых
действий
Дидактически
е игры,
Сюжетноролевые игры,
чтение

Помощь в уборке игр и игрушек
перед уходом.
Культурно-гигиенические навыки
Дидактическая игра

Выполнение поручений,
совместный труд детей и
взрослого.

Сюжетно-ролевые игры,
обыгрывание, дидактические
игры.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
12

1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка
атрибутов, ролевое участие).
2. Анкетирование, тестирование родителей, рекомендации по литературе.
3. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную
психолого-педагогическую литературу, журналы, сайт ДОУ.
4. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий
в группе и на участке.
5. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в
семье.
6. Повышение правовой культуры родителей. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя
семья», «Моя любимая игрушка», «Моё настроение».
2.2 Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи:
1) Овладение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой речи.
4)
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.
5)
Развитие звуковой речи.
Содержание психолого-педагогической работы:
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми,
умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом,
адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Речь как
важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах,
спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны
стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например,
поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.
Овладение речью (диалогической и монологической) происходит естественным образом в
процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания,
которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого
развития является важным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех
образовательных областях.
Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной,
интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и
словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен;
организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной
литературой.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи.
1) Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к
словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
2) Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса
3) Формировать и совершенствовать связную речь
4) Развитие литературной речи
Содержание психолого-педагогической работы
Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми
прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух.
13

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а
также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского,
художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые
могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей,
отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность
повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи,
высказанные детьми, вербально дополняя их. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые
позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных
средств.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде
открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для
рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других
дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей
литературных произведений и песен, а также других материалов.
Формы работы взрослых с детьми по ОО «Речевое развитие»
Содержание
Совместная
Режимные
деятельность
моменты
- Эмоционально- Речевое
1.Развитие
практическое
стимулирование
свободного
взаимодействие (игры (повторение,
общения со
с предметами и
объяснение,
взрослыми и
сюжетными
обсуждение,
детьми
игрушками).
побуждение,
- Обучающие игры с
напоминание)
использованием
- формирование
предметов и игрушек.
элементарного
- Коммуникативные
реплицирования.
игры с включением
- Беседа с опорой на
малых фольклорных
зрительное
форм (потешки,
восприятие и без
прибаутки, пестушки,
опоры на него.
колыбельные)
- Хороводные игры,
- Сюжетно-ролевая
пальчиковые игры.
игра.
- Образцы
- Игра-драматизация.
коммуникативных
- Работа в книжном
кодов взрослого.
уголке
- Тематические
- Чтение,
досуги.
рассматривание
иллюстраций
- Речевое
стимулирование
(повторение,
объяснение,
обсуждение,
побуждение,
напоминание,
уточнение);
- Беседа с опорой на
зрительное восприятие
и без опоры на него.
- Хороводные игры,
пальчиковые игры.

Самостоятельная
деятельность
- Содержательное
игровое
взаимодействие детей
(совместные игры с
использованием
предметов и игрушек)
- Игра-драматизация с
использованием
разных видов театров
(театр на банках,
ложках и т.п.)

14

2.Развитие всех
компонентов
устной речи

3.Практическое
овладение
нормами речи
(речевой этикет)

Артикуляционная
гимнастика
- Дид. Игры, Настольнопечатные игры
Продуктивная
деятельность
- Разучивание
стихотворений,
пересказ
- Работа в книжном
уголке
- Разучивание
скороговорок,
чистоговорок.
- обучению пересказу
по серии сюжетных
картинок, по картине
-Сюжетно-ролевые
игры
-Чтение
художественной
литературы
-Досуги

4.Формирование
интереса и
потребности в
чтении

Подбор иллюстраций
Чтение литературы.
Подвижные игры
Заучивание
Рассказ
Экскурсии
Объяснения

.Называние,
повторение,
слушание
- Речевые
дидактические игры.
- Наблюдения
- Работа в книжном
уголке; Чтение.
Беседа
ние стихов

Совместная
продуктивная и
игровая деятельность
детей.
Словотворчество

Образцы
коммуника- тивных
кодов взрослого.
- Освоение формул
речевого этикета
(пассивное)
Физкультминутки,
прогулка, прием
пищи Беседа
Рассказ
чтение
Д/и
Настольно-печатные
игры
Игры-драматизации,

Совместная
продуктивная и
игровая деятельность
детей.
Игры
Театр
Рассматривание
иллюстраций
Игры
Продуктивная
деятельность
Настольно-печатные
игры.

Формы взаимодействия с семьей
1.
Информирование родителей о содержании деятельности педагога с детьми по развитию речи,
их достижениях и интересах.
2.
Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары Осени», «Зимняя
сказка», «Любимый город», «Транспорт» и др. целью расширения кругозора и обогащению словаря
дошкольников.
3.
Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбомов «Мои интересы и
достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства
моих родителей», «На пороге Новый год»
4.
Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно
подразделить на сенсорные.
Задачи:
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
15

звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.).
5) Формирование первичных представлений о малой родине и праздниках.
2.3.1. Развитие математических представлений и сенсорной культуры.
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности,
творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями
предметов и явлений окружающего мира.
Задачи:
1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его
разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания:
обследование объектов, сравнение по разным основаниям
3.Формировать геометрические представления (куб, шар, и др.)
4.Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об
изменении количества).
5. Развивать сенсорные возможности.
Образовательная деятельность осуществляется в течение всего дня, в разных видах деятельности.
Формы работы взрослых с детьми по ОО «Познавательное развитие»
Содержание

Совместная
деятельность

Интегрированные
деятельность
Упражнения
Игры (дидактические,
подвижные)
Рассматривание
Наблюдение
чтение коротких
рассказов о животных
и об явлениях
природы
2. Детское
Обучение в условиях
экспериментирование специально
оборудованной
полифункциональной
интерактивной среде
Игровые занятия с
использованием
полифункционального
игрового
оборудования
Игровые упражнения
Игры (дидактические,
подвижные)
Показ
Игры
экспериментирования
Простейшие опыты

1.Формирование
элементарных
математических
представлений
* количество и счет
* величина
* форма
* ориентировка в
пространстве
* ориентировка во
времени

3.Формирование
целостной
картины мира,

Сюжетно-ролевая
игра
Игровые обучающие

Режимные моменты

Самостоятельная
деятельность

Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Рассматривание
Наблюдение

Игры
(дидактические,
развивающие,
подвижные)

Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
объектов природы на
прогулке (опыты с
водой, с песком,
глиной)
Наблюдение и
экспериментирование
со свойствами бумаги,
салфеток и картона.
Изготовление
предметов из
материалов и
наблюдение на
прогулке
Развивающие игры

Игры (развивающие,
подвижные)
Игрыэкспериментирования
Наблюдение
Интегрированная
детская деятельность
(включение ребенком
полученного
сенсорного опыта в
его практическую
деятельность:
предметную,
продуктивную,
игровую)

Сюжетно-ролевая
игра
Игровые обучающие

Сюжетно-ролевая
игра
Игровые обучающие
16

расширение
кругозора
* предметное и
социальное
окружение
* ознакомление с
природой

ситуации
Наблюдение
Целевые прогулки
Играэкспериментирование
Исследовательская
деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Ситуативный
разговор

ситуации
Рассматривание
Наблюдение
Экспериментирование
Конструирование
Развивающие игры

ситуации
Игры с правилами
Рассматривание
Наблюдение
Играэкспериментирование
Исследовательская
деятельность
Конструирование
Развивающие игры

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и
интересах.
2. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары Осени», «Зимняя
сказка», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
3. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Как
мы отдыхаем» и др.
4. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по подготовке тематических бесед «Мои
любимые игрушки», «Мы встречаем Новый год» и т.п.
2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи художественно-эстетического развития:
1) Эстетическое восприятие мира природы:
 Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту
природы.
 Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
 Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
 Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
2) Эстетическое восприятие социального мира:
 Дать детям представление о том, что все люди трудятся.
 Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.
 Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
 Формировать интерес к окружающим предметам.
 Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко
выраженные свойства, качества предмета.
 Различать эмоциональное состояние людей.
 Воспитывать чувство симпатии к другим детям.
3) Художественное восприятие произведений искусства:
 Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
 Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
 Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
 Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
 Дать элементарные представления об архитектуре.
 Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
 Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
4) Художественно-изобразительная деятельность:
 Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению
увиденного, услышанного, прочувствованного.
17

 Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в
передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки,
настроение.
 Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
 Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
 Развивать воображение, творческие способности.
 Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
 Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.
Содержание психолого-педагогической работы
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития
приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в
широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом,
музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.
Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности
разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта,
обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы
и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки,
театрального искусства, произведениями народного творчества, яркими представителями которого
являются матрешки, богородские игрушки, деревянные игровые, двигающиеся, и фольклор,
обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают
инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком
художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической
деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства,
материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании
взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию;
осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) –
создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы
звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми
средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания,
настроения персонажей.
Детское конструирование
Виды:
1) Из строительного материала.
2) Из природного материала.
3) Из деталей конструкторов.
4) Из крупно - габаритных модулей.
Формы организации: Конструирование по образцу, по теме.
1) Конструирование по замыслу.
Музыкальное развитие.
Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать
музыку.
Задачи:
1) Развитие музыкально-художественной деятельности.
2) Приобщение к музыкальному искусству.
3) Развитие воображения и творческой активности.
18

Формы работы с детьми по ОО «Художетвенно – эстетическое развитие»
Содержание
1.Развитие
продуктивной
деятельности
- рисование
- лепка
- аппликация
- конструирование
2. Развитие
детского
творчества
3. Приобщение к
изобразительному
искусству

4.Развитие
музыкальнохудожественной
деятельности;
приобщение к
музыкальному
искусству
*Слушание
* Пение
* Песенное
творчество
* Музыкальноритмические
движения
* Развитие
танцевальноигрового
творчества
* Игра на детских
музыкальных
инструментах

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная
деятельность

Наблюдения по
ситуации
Занимательные показы
Наблюдения по
ситуации
Индивидуальная работа
с детьми
Рисование.
Аппликация. Лепка
Сюжетно-игровая
ситуация
Выставка детских работ

Интегрированная
детская деятельность
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Индивидуальная
работа с детьми
Коллективная
аппликационная
работа к праздникам

Самостоятельная
художественная
деятельность
Игра

Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность
-Слушание
музыкальных сказок,
рассматривание
картинок, иллюстраций
в
детских
книгах,
репродукций, предметов
окружающей
действительности;
Игры, хороводы
- Празднование дней
рождения

Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- во время умывания
- в продуктивных
видах деятельности
- во время прогулки (в
теплое время)
- в сюжетно-ролевых
играх
- перед дневным сном
- при пробуждении

Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных),
музыкальных
игрушек,
театральных кукол,
атрибутов для
ряжения.
Экспериментирова
ние со звуками,
используя
музыкальные
игрушки и
шумовые
инструменты

- на праздниках и
развлечениях

Проблемная
ситуация

Игры со
строительным
материалом
Постройки для
сюжетных игр

Игры в «праздники»,
«концерт»

Стимулирование
самостоятельного
выполнения
танцевальных
движений под
плясовые мелодии
Импровизация
танцевальных
движений в образах
животных,
Игра на шумовых
19

музы-кальных
инструментах;
экспериментирован
ие со звуками.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Организация и проведение выставок детского творчества.
2. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным
направлениям художественно-эстетического воспитания
3. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка
спектаклей, создание условий, организация костюмов.
4. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением
родителей.
5. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.
2.5 Образовательная область «Физическое развитие»
Цель:
 гармоничное физическое развитие;
 формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
 формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
Оздоровительные:
 охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех
органов и систем организм;
 всестороннее физическое совершенствование функций организма;
 повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
 формирование двигательных умений и навыков;
 развитие физических качеств;
 овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических
упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
 формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
 разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное,
нравственное, эстетическое, трудовое.
Система физкультурно-оздоровительной работы в группе
Двигательная деятельность
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
- в зале
- подвижные игры в зале
Музыкальные занятия
Подвижные игры в группе, на прогулке
«Ленивая гимнастика» после дневного сна, ходьба по
дорожкам, дыхательные упражнения
День здоровья,
Неделя здоровья
Каникулы.

ежедневно
2раза/ нед
1 раз/нед.
2 раза в неделю
2 раза в день
ежедневно
3 раза в год
1 раз зимой
2 недели в новогодние праздники

Профилактические мероприятия
Витаминизация третьего блюда (витамин С)

ежедневно
20

Профилактика гриппа и простудных заболеваний
(режим проветривания и кварцевания группы, утренние
фильтры, работа с родителями)
Закаливание

в неблагоприятные периоды (осеньвесна)

Контрастные воздушные ванны
Ходьба босиком
Облегченная одежда детей
Мытье рук, лица, шеи прохладной водой
Сенсорные дорожки
Мытьё ног в теплое время года

после дневного сна
после сна, на физкультурном занятии
в течение дня
в течение дня
летом
ежедневно

Виды образовательной деятельности взрослых с детьми
В режимные моменты
Совместная деятельность
педагога с детьми
Формы работы
Игровая беседа с
элементами движений
Утренняя гимнастика
Совместная деятельность
взрослого и детей
тематического характера
Игра
Экспериментирование
Физкультурное занятие

Игровая беседа с
элементами движений
Утренняя гимнастика
Совместная деятельность
взрослого и детей по теме
Игра
Контрольнодиагностическая
деятельность
Экспериментирование
Физкультурное занятие

Самостоятельная
деятельность детей

Двигательная активность в
течение дня
Игра
Совместные подвижные игры и
упражнения

Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и определение путей улучшения
здоровья каждого ребёнка.
2. Создание равных возможностей для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в
ДОУ и семье: место для физической активности, время для проведения закаливающих
процедур, участие в совместных оздоровительных мероприятиях.
3. Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
4. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в
ДОУ.
5. Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления - дыхательная и
артикуляционная гимнастика, физические упражнения и другие с целью профилактики
заболеваний детей.
6. Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
7. Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня
физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических
исследований. Отслеживание динамики развития детей два раза в год.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе
всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида
деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является
ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная
ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и
целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания
21

и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата
(продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи,
реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно
организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких
образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах
деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и
делать выводы.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных
моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в
новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку
проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам
для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который
связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный
опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры,
экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности
ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют
современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов,
игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения детских
дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это
дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия,
игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Организация сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется
преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного
общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета. В
сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место,
но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней
находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми
объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей,
деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей), безопасного поведения,
сенсорное и математическое развитие детей. Восприятие художественной литературы и фольклора
организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной
литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия
литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как
непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание
аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами
художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая
деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием
способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства
существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между
познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся
музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к
проведению которых согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени,включает:
— наблюдения — в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
— индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей
(дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
— создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества,
22

гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости
ко взрослым и сверстникам;
— трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными
растениями и пр.);
— беседы и разговоры с детьми по их интересам;
— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр
видеоматериалов разнообразного содержания;
— индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
— двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной
образовательной деятельности в первой половине дня;
— работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
— подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима
двигательной активности и укрепление здоровья детей;
— наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на
установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
— экспериментирование с объектами неживой природы;
— сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
— элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
— свободное общение воспитателя с детьми.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на
проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных
практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация,
строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение
детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят
проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного
возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Ситуации могут
планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в
группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) —форма организации
художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия
музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение
воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая
становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.),
способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать. Сюда относятся
развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры,
развлечения, отдыха.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется всвободной самостоятельной деятельности детей по выбору и
интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в
детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок
времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной
инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
— развивающие игры;
— музыкальные игры;
— речевые игры;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
Педагогический мониторинг в детском саду
23

Педагогический мониторинг воспитателя детского сада преимущественно направлена на
изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития
как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение
скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка
помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к
реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию
детской индивидуальности.
Без педагогического мониторинга трудно представить осознанную и целенаправленную
профессиональную деятельность педагога. Эта деятельность является начальным этапом
педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи,
индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач,
поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Педагогический мониторинг достижений ребенка направлен на изучение:
— деятельностных умений ребенка;
— интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
— личностных особенностей ребенка;
— поведенческих проявлений ребенка;
— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
В помощь педагогу в группе используется «Диагностика педагогического процесса в
подготовительной группе», автора Верещагиной Н.В. (СПб, Детство-пресс, 2014,)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1. Материально-техническое обеспечение программы.
(перечень оборудования см. в Приложении)
2. Развивающая предметно-пространственная среда. (см. в Приложении к ООП ДОУ)
3. Методическое обеспечение программы.
ОО
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Название методической литературы и пособий
Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в
детском саду. Москва: Издательство «Скрипторий 2013» - 157с
Уланова Л.А. Методические рекомендации по организации и
проведению прогулок детей 3-7 лет. ООО « Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015 - 160с
Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего
возраста. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2014 - 128с
Филиппова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми
раннего возраста на прогулке. ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015 - 80с
Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 352 с.
Образовательная
Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Т.Ц .Москва. 2013 - 174с
область
Мартынова М.В. Организация опытно-экспериментальной
Познавательное
деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель,2014 - 333с.
развитие
Михайлова З.А. Предматематические игры для детей младшего
дошкольного возраста. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2014 - 80с
Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 - 64с.
Образовательная
Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста.
область
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.- 160с
ХудожественноЯнушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3) М.Мозайкаэстетическое развитие Синтез 2014
24

Образовательная
область
Речевое развитие

Образовательная
область
Физическое развитие

Е.А.Кудрявцева и др. Конструирование из строительных материалов.
Наглядно-дидактический комплект. 3-4 года. Издательство «Учитель»
2014
Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада. М.:Мозайка-Синтез, 2015
Ершова Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы
познавательного и речевого развития. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 - 144с.
Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.
Издательство
Учитель,
2016151с.
Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. ООО
«Издательство Астрель», 2013 - 702с
Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности с
дошкольниками в режиме дня» Центр методического образования,
2013 - 304с
С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами». Москва, 2014 - 139с.

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий
возрастные
психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий
взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того,
учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от
зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке.
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после
дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра
более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре
воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и
физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в
помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры,
подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Режим дня I младшей группы.
Прием, осмотр детей, игры

7.30 — 8.00

Утренняя гимнастика, речевая гимнастика

8.00 – 8.07

Подготовка к завтраку, завтрак

8.07 — 8.40

Игровая деятельность (совместная)

8.40 — 9.00

Образовательные ситуации на игровой основе

(НОД)

9.00 — 9.30

Самостоятельная деятельность по интересам

9.30 – 9.40

Второй завтрак

9.35 — 9.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50 — 11.20

Игровая деятельность в спортивном зале

11.20 — 11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40 — 12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20 — 15.00

Постепенный подъем детей, воздушные процедуры, ходьба по
дорожкам.

15.00 — 15.15

Игры, досуги, совместная деятельность с детьми,
самостоятельная деятельность и кружковая по интересам

15.15 — 15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45 — 16.15
25

Игры

16.15 — 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка,
уход детей домой

16.45 — 18.00

Вечерняя прогулка с родителями

с 18.00 – до 19.00

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемноигровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями.
Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность.
Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности. Образовательные
ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают
познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Для организации традиционных событий эффективно используется комплексно-тематическое
планирование образовательного процесса. Единая тема отражается в организуемых образовательных
ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и
общении воспитателя с детьми, в спортивных мероприятиях.
В организации образовательной деятельности учитывается принцип сезонности, все времена
года имеют место как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой
деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные
пониманию детей сезонные и народные праздники, такие как Новый год, проводы Зимы –
Масленица, общественные праздники (День защитника Отечества, Международный женский день).
Месяц/ тема
Сентябрь –
До
свиданья,
Лето!
ОктябрьОсень.
Осенняя
ярмарка.

Комплексно-тематическое планирование на учебный год
сроки
Тема недели
Итоговое мероприятие/праздники
1 - 15
Что такое лето?
Фотовыставка «Где мы были летом?»
18 - 22
25 - 29
1-5
8 – 12
15 – 19

Ягоды и грибы
Деревья
Сад
Огород
Одежда и обувь

22 – 26
28 - 31

Птицы леса
Домашние птицы

Ноябрь –
Дом.
Село и
город.

3 -8
10 – 14

Домашние животные
Мебель (детали,
материалы)
Посуда (из чего сделана)
Комнатные растения

Декабрь –
Время
года –
зима.
Январь –
Зимние
забавы

1 -5
8 -12
15 – 19
22 - 27
9 - 13

Время года – зима.
Дикие животные.
Елка. Хвойные деревья
Новый год.
Зимние забавы.

16 – 20

Мы едем, едем, едем…
Транспорт
Наш город.
Игрушки

Февраль –

16 – 21
23 - 27

23 - 27
1–5

КОЛЛЕКТИВНОЕ Панно
«Корзинка из леса»
Выставка поделок из природного материала
«Дары Осени»
Музыкальное развлечение
«Осень, осень, в гости просим»
Учим стихи для Праздника поэзии
Спортивный досуг «В гости к Пете –
петушку»
Создание макета «Домик в деревне»
Дополнение к макету «Домик в деревне»
День именинника (осенние)
Выставка детских рисунков «Цветок для
мамочки»
Изготовление макета «Зимний лес»
Выставка поделок «Новогодняя сказка»
Музыкальное развлечение с Дедом Морозом
Спортивное развлечение «Играем со
Снеговиком»
Изготовление макета «Зимний городок»
Темат.развлечение «Путешествие» (ПДД)
Кукольный театр «Магазин игрушек»
26

Детский
сад и семья
Март –
Мамин
день

8 – 12

Детский сад

15 – 19
23 - 28
2 -6
9 - 13

Русские традиции.
Мой папа. Моя семья
Мамин день.
Кто работает в детском
саду?
Зоопарк.
Сказки из бабушкиного
сундучка.
Мойдодыр. Я и моё тело

16 - 20
23 - 29
Апрель –
Земля –
Наш
дом

Май –
Весна.

Ранняя весна.
Большая вода.
Насекомые
Птицы весной.
Рыбки в аквариуме.
Кафе: продукты питания.
Театр кукол
Весенние цветы

Выставка детского творчества «Гостья
Зима»
Фольклорное развлечение «Масленица»
Коллективная работа «Летят самолеты»
Музыкальное развлечение
Подготовка концерта.
Развлечение «Зоопарк масок и загадок»
Выставка «Моя любимая книга»
Спортивное
развлечение
народных игр»
Игры и эксперименты с водой

«Фестиваль

Выставка поделок «Первые бабочки»
Музыкальное развлечение
«Встречаем весну»
Макет «Веселые рыбки»
День именинника (весенние)
Спортивное развлечение
«В гостях у солнышка»
Выставка рисунков «Цветочная поляна»

Во второй половине дня планируются тематические вечера, развлечения и досуги, занятия в по
программам дополнительного образования, сюжетно-ролевые игры и самостоятельная деятельность
детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных
произведений по заявкам детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и
обсуждение с детьми интересующих их проблем.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».