01.09.2021
В
современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации
детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный
потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей)
за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И
как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков,
безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Перед
образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по
профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков,
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Неблагополучные
подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа с различными
группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями
проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выявить
следующие факторы «риска»:
·
неблагополучие в семье (в том числе недостаточная
забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
·
экономическая и социальная незащищённость;
·
педагогическая запущенность ребенка (плохая
успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
·
влияние дурной компании, окружения, социума;
·
отчужденность детей от семьи, школы и общества;
·
частые случаи раннего антисоциального поведения.
Принимая во внимание выше
изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости,
нуждается в специальной охране и защите, школа определяет
главную цель профилактической работы.
Создание условий для
совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных
деяний, сокращение числа правонарушений, преступлений, совершенных
учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав
граждан на получение ими основного общего образования.
Проводится
целенаправленная работа по выявлению детей не посещающих ОУ без уважительных
причин и вовлечение их в образовательный процесс. В ДОУ ведется ежедневный
контроль над посещаемостью, проводится большая работа,
обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с детьми, родителями).
При организации
индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально
опасном положении, необходимо применять основные понятия,
прописанные в этом законе.
·
индивидуальная профилактическая
работа - деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а так же
по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершению
ими правонарушений и антиобщественных действий;
·
несовершеннолетний, находящийся в
социально опасном положении:
безнадзорный - лицо в возрасте до восемнадцати
лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям его воспитанию или содержанию;
правонарушитель -
совершает правонарушение или антиобщественные действия;
·
семья, находящаяся в социально
опасном положении - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестокое обращение с ними.
Руководством к
действию в профилактической работе стало письмо Министерства образования
Тульской области «Об использовании в работе Рекомендаций по организации
профилактики безнадзорности и правонарушений».
Выполнение этих
рекомендаций помогло в значительной мере упорядочить
документацию,
конкретизировать действия и повысить их эффективность в
вопросах профилактики
детской безнадзорности и правонарушений.
В компетенцию
учреждений общего образования входят:
1. Оказание
социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении
либо проблемы в
обучении, при которой осуществляется:
- постановка на
внутришкольный профилактический учет детей,
имеющих отклонения в
развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение
систематической психолого-педагогической диагностики
этих детей;
- разработка
индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции
несовершеннолетних,
их дальнейшего развития;
- привлечение
необходимых специалистов (медицинских работников,
социальных
работников, юристов и др.) для проведения консультаций с
детьми и родителями,
оказания им адресной помощи;
- осуществление
постоянного педагогического наблюдения (контроля) за
поведением учащихся
этой категории, посещением учебных занятий,
освоением
образовательных программ и регулирование ситуации в пользу
ученика.
2. Выявление
несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, а
также не посещающих или систематически
пропускающих по
неуважительным причинам занятия в
образовательных
учреждениях, принятие мер по их воспитанию и
получению ими
основного общего образования.
Работа в этом
направлении предусматривает:
- разработку системы
ежедневного учета детей, не пришедших на
учебные занятия с
выяснением причин отсутствия ребенка в школе и
принятием оперативных
мер по его возвращению;
- совершенствование
системы воспитания в образовательном
учреждении на основе
развития воспитательной системы, детского
самоуправления,
повышения воспитательного потенциала урока;
-обеспечение
максимального охвата детей образовательными
программами
дополнительного образования;
- разработку мер
поддержки и контроля по каждому обучающемуся и
его семье,
находящимся в группе риска;
- организацию
деятельности классных руководителей по профилактике
безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся;
- проведение
мероприятий для родителей по профилактике семейного
неблагополучия и
предупреждению асоциального поведения учащихся.
3. Выявление семей,
находящихся в социально опасном положении
и оказание им помощи
в обучении и воспитании детей.
Это:
- организация работы
общественного инспектора по защите прав детей,
посещение им семей
группы риска и семей, находящихся в социально
опасном положении
(составление актов обследования жилищных условий,
подготовка документов
для оформления ребенка в государственное
учреждение или под
опеку);
- организация работы
социального педагога по работе с семьями,
находящимися в
социально опасном положении, выявление таких семей;
- создание
банка данных в виде социальных паспортов на каждую
семью, находящуюся в
социально опасном положении;
- принятие
необходимых мер по лишению родительских прав и
устройству ребенка в
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- обеспечение
индивидуального подхода к обучению детей из семей,
находящихся в
социально опасном положении (использование
интегрированных форм
обучения, индивидуальных образовательных
программ, специальных
педагогических технологий, занятий во внеурочное
время), организация
бесплатного питания.
4. Обеспечение
организации в образовательных учреждениях
общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков,
клубов и привлечение
к участию в них несовершеннолетних
предусматривает:
- развитие системы
дополнительного образования детей в
общеобразовательном
учреждении;
- разработку и
реализацию программ дополнительного образования
детей, привлечение к
занятиям по этим программам детей, требующих особо
педагогического
внимания;
- организацию
постоянного мониторинга посещаемости детьми группы
риска спортивных
секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в
студиях, клубах;
- обеспечение
занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации в
каникулярное время.
5. Осуществление мер
по реализации программ и методик,
направленных на
формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних
через:
- организацию в
рамках воспитательно- профилактической работы
мероприятий по
формированию правовой культуры, гражданской и
уголовной
ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных
творческих дел,
нестандартных учебных занятий и т. д.);
- использование
педагогами школы современных технологий правового
обучения и воспитания
— тренингов, деловых и ролевых игр, социального
проектирования,
компьютерного программирования, совместной
продуктивной
деятельности и т. д;
- организацию участия
школьников в реализации социально значимых
проектов, конкурсов,
акций областного и федерального уровня,
направленных на
формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- проведение опросов,
анкетирования учащихся и родителей по основам
правовых знаний,
законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы
на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты,
размещение
специальных информационных стендов, посвященных
интересным аспектам гражданско-правовой культуры и
поведения учащихся.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.05.2022
Дата обновления: 06.05.2022
Дата публикации: 01.09.2021