СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
3
2.Обьем
8
3.Содержание
8
4.Планируемые результаты
10
5.Организационно-педагогические условия
11
6.Учебный план
12
7. Календарный учебный график
14
8.Календарно-тематическое планирование
14
9. Оценочные и методические материалы
17
9.1. Форма контроля и оценки результата
17
9.2. Методические материалы
17
10. Приложение
19
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы : физкультурно-спортивная.
Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств
воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно
является физическая культура. Правильная организация занятий физической
культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых
физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы,
выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач
развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно –
правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента
России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,
«Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования»
и др.
Самая большая ценность для человека – здоровье, а двигательная активность
– один из эффективных способов его сохранения и укрепления. Плавание –
способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее
всестороннее воздействие на организм ребёнка. В системе комплексной
спортивно– оздоровительной работы большое место занимает обучение детей
плаванию. Влияние плавания на организм ребёнка необычайно благотворно и
разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым,
смелым.
Плавание - один из самых популярных видов спорта. Плавание
жизненно необходимый двигательный навык для человека.
Плавание прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья. Плавание
относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно
показано без ограничения практически всем возрастным категориям.
Древнеиндийские
философы выделили 10 преимуществ плавания,
которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу,
красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи, хорошее настроение.
Основной особенностью данного вида спорта является нахождение в
воде в расслабленном антигравитационном состоянии (плотность воды почти
в 800 раз больше плотности воздуха), в горизонтальном положении.
Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т.
И Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду».
Плавание благотворно влияет на многие функциональные системы
организма:
укрепляются дыхательные мышцы, повышается подвижность
сочленений грудной клетки,
увеличивается жизненная емкость легких;
значительно улучшается функция дыхательной системы;
укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к
улучшению осанки;
положительное влияние водной среды на нервную систему проявляется
в стимулирующей деятельности головного мозга,
ускорении ликвидации явлений утомления при напряженной
умственной работе;
повышение подвижности нервных
процессов;
гидромассаж кожи способствует совершенствованию регуляции
вегетативных функций организма, рефлекторной стимуляции сердечнососудистой системы,
улучшение периферического кровообращения;
повышается устойчивость организма к воздействиям низких
температур.
2.Объём
Программа «Послушные волны» ориентирована на три возрастные
ступени:
- средний дошкольный возраст – для детей 4- 5 лет;
- старший дошкольный возраст – для детей 5- 6 лет;
- подготовительный к школе возраст – для детей 6-7(8 )лет.
В каждой возрастной группе предусмотрено дифференцированные
упражнения
для гармонически
развивающими
ребенка, дающими
значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Занятия проводится с октября по май каждого учебного года, всего 8
месяцев в год.
- средний возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год.
-старший и подготовительный к школе возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий
в месяц, 64 занятия в год.
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 4-8 лет. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
3.Содержание
Задачи
- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;
- ознакомить детей с правилами поведения на воде;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и
играх в воде;
- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;
- учить открывать глаза в воде;
- знакомить с очками для плавания;
- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;
- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине,
«медуза», «поплавок», «звездочка»);
- учить скольжению на груди и на спине;
- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами
плавания на суше и в воде, в том числе при помощи вспомогательных и
поддерживающих средств.
Знания
Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в
бассейне, душе, раздевалке, на воде.
Умения
- Упражнения на суше
- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для
занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в
режиме детского сада;
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом,
дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на
груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами
разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
- Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; входить по дну друг за
другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая
себе гребковыми движениями рук.
- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения
руками -поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать
игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза»,
«поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.
- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение
на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.
- Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде
- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине в
движении шагом по дну, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.
-Выполнять выдохи в воду у бортика. «Медуза», «поплавок», «звездочка» на
груди и на спине со вспомогательными средствами и без них.
- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине с
нарукавниками, поясами, «плавками-поплавками», надувным кругом и без них
в скольжении, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.
- Движения ногами кролем, дельфином, брассом с плавательной доской,
ластами и без них. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с
выдохом в воду.
- Плавание различным и сочетаниями движений, облегченными,
неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и
без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду.
- Доставание игрушек со дна. Ныряние в вертикально расположенный обруч.
Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и
др.), веселые игры в воде.
Примечание: На занятиях преподаватель может находиться с детьми в воде.
- Знать о пользе занятий плаванием, правилах поведения в бассейне.
- Уметь выполнять простейшие специальные упражнения на суше.
Уметь:
-выполнять выдохи в воду, «звездочку» на груди и на спине с 2-мя
нарукавниками, с одним нарукавником, без нарукавников;
- выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски;
- выполнять движения руками брассом - ногами кролем; руками дельфином
ногами кролем на груди; кролем на груди с произвольным дыханием, на
задержке дыхания, с выдохом в воду со вспомогательными средствами;
- на мелком месте бассейна доставать игрушки со дна.
Стандарты
- Плавание любыми способами с любыми вспомогательными средствами 5-7-9 м.
- Плавание любыми способами без вспомогательных средств -3-4-5 м.
Техника безопасности
- Ознакомление с правилами поведения в бассейне.
- Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей,
оборудованием и игрушками.
- Посещение занятий старших групп.
Теория
- Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка,
водичка… », «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А. Барто, «Мойдодыр» К.
И. Чуковский и др.) - психологический настрой.
- Расширение представлений о купании, плавании: беседы, рассматривание
иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр
мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др.
- Изготовление вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему.
4.Планируемые результаты
Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием.
Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по
плаванию.
Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма.
Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью.
Улучшенное состояние здоровья у частоболеющих детей.
Формы контроля.
На занятиях осуществляется текущий контроль усвоения программного
курса, необходимый для оценки уровня плавательной подготовленности и
динамики двигательной активности занимающихся.
6.Учебный план
7.Календарный учебный график
Месяц
Средний возраст
Старший возраст
неделя
X
XI
XII
I
II
Подготовительная к
школе группа
1
монито
ринг
40мин.
монито
ринг
50мин.
монито
ринг
60мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
40 мин.
НОД
50мин.
НОД
60 мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60 мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
40мин.
НОД
50 мин.
НОД
60мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
20мин.
НОД
25мин.
НОД
30мин.
НОД
20мин.
НОД
25мин.
НОД
30мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
III
IV
V
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
2
НОД
40мин
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
20мин.
НОД
25мин.
НОД
30мин.
НОД
20мин.
НОД
25мин.
НОД
30мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
4
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
1
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
2
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
3
НОД
40мин.
НОД
50мин.
НОД
60мин.
Показ. 40мин.
Выступл
.
Показ.
Выступл
.
50мин.
Показ.
Выступл
.
60мин.
монито
ринг
монито
ринг
4
Итого
за год
64 а/час
монито
ринг
64 а/час
64а/час.
*НОД- Непосредственно образовательная деятельность детей(занятие,
учебный Календарный учебный график разработан в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от
17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»,
Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.;
Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН
2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений» от 30 июля 2013 г.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от
14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения».
Устав МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 567.
9.Оценочные и методические материалы
9.1. Форма контроля и оценка результата
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке
итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей
по плаванию путем наблюдений за ребенком, критериальноориентированного тестирования.
Мониторинг проводится 1 раза в год. Возможна периодичность
мониторинга, которая обеспечивает полную оценку динамики
достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к
переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного
процесса.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для
прогнозирования
деятельности,
осуществления
необходимой
коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и
проблемах, выявленных у ребенка.
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью
тестирования плавательных умений и навыков детей в каждой
возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд
контрольных упражнений из программного материала. Уровень
формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний,
низкий.
с
9.2. Методические материалы
Скольжение на спине с
доской
Плавание на груди
с
работой ног с предметом
Скольжение на груди без
доски (2 - 4м)
«Звезда»,
«Поплавок» в комбинации
Выдох в воду
Погружение в воду
задержкой
дыхания (5-10 с)
Количество посещённых
занятий
Фамилия имя ребёнка
№
им
я ребёнка
Количеств
о
посещённ
Свободное
ых
передвижени
занятий
е
с
различн
ым
Погружение
положением
врук воду с
головой,
задержка
Выдох
в воду
дыхания
Лежание на
воде
с
помощью
вспомогател
ьн
ых
Скольжение
предметов
на
груди
с
Собирание
доской
игрушек
(поперёк) за
30 сек.
Поливание
н
Фамилия
№
Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер,
вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков
плавания в разных возрастных группах.
1-й год обучения
2-й год обучения
Материально - техническое обеспечение занятий:
В
процессе занятий по плаванию используется
различный инвентарь:
доски для плавания; нарукавники,
спасательные
жилеты, пояса,колобашки и т.д
Программа составлена с учетом следующих
нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ
(ред. От 21.04.2011 г.);
- Стратегия развития физической культуры и спорта на
период до 2020 года;
- Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г.
№1101-р.
Литература.
Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт,
2001.
Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье: Учебное
пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Модекин И.Я. Человек и вода. Справочник. - Минск:
Полымя, 1984.
Плавание: Методическое пособие. Государственный
комитет Российской федерации по физической
культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2004.