СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Пояснительная записка 3 2.Обьем 8 3.Содержание 8 4.Планируемые результаты 10 5.Организационно-педагогические условия 11 6.Учебный план 12 7. Календарный учебный график 14 8.Календарно-тематическое планирование 14 9. Оценочные и методические материалы 17 9.1. Форма контроля и оценки результата 17 9.2. Методические материалы 17 10. Приложение 19 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы : физкультурно-спортивная. Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др. Самая большая ценность для человека – здоровье, а двигательная активность – один из эффективных способов его сохранения и укрепления. Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребёнка. В системе комплексной спортивно– оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плавания на организм ребёнка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание - один из самых популярных видов спорта. Плавание жизненно необходимый двигательный навык для человека. Плавание прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья. Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем возрастным категориям. Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи, хорошее настроение. Основной особенностью данного вида спорта является нахождение в воде в расслабленном антигравитационном состоянии (плотность воды почти в 800 раз больше плотности воздуха), в горизонтальном положении. Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т. И Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду». Плавание благотворно влияет на многие функциональные системы организма: укрепляются дыхательные мышцы, повышается подвижность сочленений грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких; значительно улучшается функция дыхательной системы; укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки; положительное влияние водной среды на нервную систему проявляется в стимулирующей деятельности головного мозга, ускорении ликвидации явлений утомления при напряженной умственной работе; повышение подвижности нервных процессов; гидромассаж кожи способствует совершенствованию регуляции вегетативных функций организма, рефлекторной стимуляции сердечнососудистой системы, улучшение периферического кровообращения; повышается устойчивость организма к воздействиям низких температур. 2.Объём Программа «Послушные волны» ориентирована на три возрастные ступени: - средний дошкольный возраст – для детей 4- 5 лет; - старший дошкольный возраст – для детей 5- 6 лет; - подготовительный к школе возраст – для детей 6-7(8 )лет. В каждой возрастной группе предусмотрено дифференцированные упражнения для гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Занятия проводится с октября по май каждого учебного года, всего 8 месяцев в год. - средний возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. -старший и подготовительный к школе возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Сроки реализации Программа ориентирована на детей 4-8 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. 3.Содержание Задачи - сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды; - ознакомить детей с правилами поведения на воде; - воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и играх в воде; - учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой; - учить открывать глаза в воде; - знакомить с очками для плавания; - учить делать вдох и выдох на суше и в воде; - формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»); - учить скольжению на груди и на спине; - учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств. Знания Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в бассейне, душе, раздевалке, на воде. Умения - Упражнения на суше - Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде. - Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; - Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине. - Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом. - Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях. Упражнения для освоения с водой - Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук. - Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками -поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них. - Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно. - Игры, эстафеты, развлечения на воде. Упражнения в воде - Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине в движении шагом по дну, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания. -Выполнять выдохи в воду у бортика. «Медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине со вспомогательными средствами и без них. - Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине с нарукавниками, поясами, «плавками-поплавками», надувным кругом и без них в скольжении, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания. - Движения ногами кролем, дельфином, брассом с плавательной доской, ластами и без них. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с выдохом в воду. - Плавание различным и сочетаниями движений, облегченными, неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду. - Доставание игрушек со дна. Ныряние в вертикально расположенный обруч. Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде. Примечание: На занятиях преподаватель может находиться с детьми в воде. - Знать о пользе занятий плаванием, правилах поведения в бассейне. - Уметь выполнять простейшие специальные упражнения на суше. Уметь: -выполнять выдохи в воду, «звездочку» на груди и на спине с 2-мя нарукавниками, с одним нарукавником, без нарукавников; - выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски; - выполнять движения руками брассом - ногами кролем; руками дельфином ногами кролем на груди; кролем на груди с произвольным дыханием, на задержке дыхания, с выдохом в воду со вспомогательными средствами; - на мелком месте бассейна доставать игрушки со дна. Стандарты - Плавание любыми способами с любыми вспомогательными средствами 5-7-9 м. - Плавание любыми способами без вспомогательных средств -3-4-5 м. Техника безопасности - Ознакомление с правилами поведения в бассейне. - Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. - Посещение занятий старших групп. Теория - Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка, водичка… », «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А. Барто, «Мойдодыр» К. И. Чуковский и др.) - психологический настрой. - Расширение представлений о купании, плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др. - Изготовление вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему. 4.Планируемые результаты Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием. Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию. Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма. Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью. Улучшенное состояние здоровья у частоболеющих детей. Формы контроля. На занятиях осуществляется текущий контроль усвоения программного курса, необходимый для оценки уровня плавательной подготовленности и динамики двигательной активности занимающихся. 6.Учебный план 7.Календарный учебный график Месяц Средний возраст Старший возраст неделя X XI XII I II Подготовительная к школе группа 1 монито ринг 40мин. монито ринг 50мин. монито ринг 60мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 40 мин. НОД 50мин. НОД 60 мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60 мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 40мин. НОД 50 мин. НОД 60мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 20мин. НОД 25мин. НОД 30мин. НОД 20мин. НОД 25мин. НОД 30мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. III IV V 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 2 НОД 40мин НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 20мин. НОД 25мин. НОД 30мин. НОД 20мин. НОД 25мин. НОД 30мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 4 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 1 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 2 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. 3 НОД 40мин. НОД 50мин. НОД 60мин. Показ. 40мин. Выступл . Показ. Выступл . 50мин. Показ. Выступл . 60мин. монито ринг монито ринг 4 Итого за год 64 а/час монито ринг 64 а/час 64а/час. *НОД- Непосредственно образовательная деятельность детей(занятие, учебный Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.; Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 30 июля 2013 г. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Устав МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 567. 9.Оценочные и методические материалы 9.1. Форма контроля и оценка результата Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей по плаванию путем наблюдений за ребенком, критериальноориентированного тестирования. Мониторинг проводится 1 раза в год. Возможна периодичность мониторинга, которая обеспечивает полную оценку динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей в каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Уровень формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний, низкий. с 9.2. Методические материалы Скольжение на спине с доской Плавание на груди с работой ног с предметом Скольжение на груди без доски (2 - 4м) «Звезда», «Поплавок» в комбинации Выдох в воду Погружение в воду задержкой дыхания (5-10 с) Количество посещённых занятий Фамилия имя ребёнка № им я ребёнка Количеств о посещённ Свободное ых передвижени занятий е с различн ым Погружение положением врук воду с головой, задержка Выдох в воду дыхания Лежание на воде с помощью вспомогател ьн ых Скольжение предметов на груди с Собирание доской игрушек (поперёк) за 30 сек. Поливание н Фамилия № Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков плавания в разных возрастных группах. 1-й год обучения 2-й год обучения Материально - техническое обеспечение занятий: В процессе занятий по плаванию используется различный инвентарь: доски для плавания; нарукавники, спасательные жилеты, пояса,колобашки и т.д Программа составлена с учетом следующих нормативных документов: - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.); - Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года; - Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р. Литература. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2001. Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1988. Модекин И.Я. Человек и вода. Справочник. - Минск: Полымя, 1984. Плавание: Методическое пособие. Государственный комитет Российской федерации по физической культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2004.